Необходима быстрая модернизация ЖКХ

В Госдуме создана рабочая группа по оценке ситуации в сфере ЖКХ и выработке предложений по его модернизации. Проблемы износа коммуникаций, труб для водо- и теплоснабжения, канализационных коллекторов накапливались годами. Последние серьезные аварии в ряде городов страны показали серьезную запущенность этой проблемы и недостаточное внимание к ней со стороны региональной власти. Это ее уровень ответственности. И в Правительстве, и в Госдуме часто обсуждаются проблемы ЖКХ, совершенствуется законодательство в этой области, проходили и Государственные советы по этой теме. Но не было четкой позиции региональных властей о необходимости масштабной замены изношенных коммунальных сетей. Металлические трубы, проложенные 25-30, и более лет назад ржавеют и приходят в негодность. Ежегодно более тысячи аварий и даже с жертвами. Факты хорошо известны. Но до сих пор не налажена планомерная работа по замене устаревших коммуникаций.

По данным Росстата тепловых сетей заменяется порядка 2 процентов в год, водопроводных сетей чуть больше 1 процента, а канализационных сетей даже менее 1 процента. Но нужна не только отчетность, а планы работ региональных властей, управляющих компаний, как минимум на год с разбивкой по месяцам и кварталам. Надо проводить обсуждение этих планов в открытом доступе. Необходим также жесткий контроль за выполнением этих планов и санкции, как административные, так и уголовные, если эти планы не выполняются. Нужен также независимый аудит экономического обоснования тарифов на коммунальные услуги. Эти тарифы утверждает местная муниципальная комиссия, рост тарифов не должен превышать инфляцию. Это в рамках закона, а в действительности они часто растут быстрее, чем увеличиваются цены по индексу Росстата.

В настоящее время Министерство строительства и ЖКХ подписывает программы с губернаторами по модернизации ЖКХ. На наш взгляд, там должны быть четко обозначены проблемы и пути их решения. Среди этих проблем:

- недостаток инвестиций;

- нехватка квалифицированных кадров – инженеров, теплотехников, слесарей;

- неудовлетворительная работа, нередко сугубо корыстная, управляющих компаний;

- слабый контроль за ремонтом котельных, теплотрасс, заменой оборудования;

- массовое строительство многоэтажек и их подсоединение к старым водным, теплосетям, канализационным сетям;

- недостаточно квалифицированные подрядные организации, которые выигрывают конкурсы на проведение работ в сфере ЖКХ;

- коррупционные связи между региональными и муниципальными чиновниками, управляющими компаниями и подрядчиками;

-непрозрачность определения тарифов, их структуры и денежных потоков.

Вот здесь нужны единые решения по стране. Очевидно, целесообразно   создание федерального министерства ЖКХ с филиалами в каждом субъекте. В сегодняшнем Министерстве строительства и ЖКХ фактически только один департамент отвечает за эту важнейшею отрасль жизнеобеспечения.

До сих пор немало случаев, когда управляющие компании преднамеренно ведут дело к банкротству, производя мало работ и выводя деньги даже в офшоры. Затем тот же руководитель перерегистрировал или создавал новую компанию и вел похожее дело дальше. Только в этом году было запрещено одним и тем же людям, которые банкротили свои компании, создавать новые управляющие компании. Но эти «ловкие» люди могут это легко делать через родственников и подставных лиц. Вот за этим надо строго следить местным властям.

Быстро растут долги населения с сфере ЖКХ. У судебных приставов в работе сегодня более 7 миллионов неплательщиков. Как решить эту проблему?  В качестве примера – Китай. Здесь электричество, тепло и вода, поставляемые в дом или в квартиру должны оплачиваться авансом. Если нет предоплаты, нет и электричества, и воды, и тепла. Поэтому нет и должников. В том же Китае, кстати, от вызова слесаря или электрика проходит порядка 15 минут. Как-то смогли это организовать.

Необходимо ввести персональную ответственность руководителей муниципалитетов, отвечающих за ЖКХ. Министерству строительства и ЖКХ надо делать мониторинг таких банкротств по субъектам РФ и передавать материалы в следственные органы. Если не избавиться от мошенников в сфере ЖКХ, то и дальше будем сотрясать воздух обсуждениями, разговорами.

Вокруг Москвы и вокруг других крупных городов страны продолжается массовое жилищное строительство без учёта создания рабочих мест. Города переполнены людьми, автомобилями. А малые и средние города страны не развиваются, многие сёла исчезают. Растёт различие в развитии регионов. Надо согласовывать градостроительные планы регионов, чтобы ввод жилья чётко увязывался с созданием рабочих мест и модернизацией ЖКХ.

В сфере ЖКХ очень высокая текучесть кадров – до 50%. Отсюда – качество услуг.

Надо закреплять квалифицированные кадры хорошим социальным пакетом, предоставлять служебное жильё.

Министерство строительства и ЖКХ вместе с субъектами РФ должно чётко планировать минимум на три года вперёд потребности в материальном обеспечении ЖКХ – трубы, лифты, очистное оборудование, строительно-монтажные работы для ЖКХ и в рамках государственного заказа определять поставщиков.

Без чёткого планирования и управления будут аварии то в одном регионе, то в другом.

Надо наладить обмен опытом между субъектами РФ по лучшему управлению сферой ЖКХ, определять лучшие компании. Мотивировать надо, заинтересовывать.

В законах о бюджетах субъектов РФ надо планировать тарифы на услуги ЖКХ. Управляющим компаниям надо научиться управлять затратами – и материальными, и трудовыми в ЖКХ, а не задирать тарифы. Жилищной инспекции необходимо усилить контроль за тарифами, не на словах, а на деле. Если тарифы необоснованные, то освобождать от должности и возбуждать административные и уголовные дела. Необоснованность тарифов несложно проверить путём сравнения их значений по разным регионам. Объективные отличия есть, но не в десятки раз.

Экономическая и строительная политика такова, что в стране фактически осуществляется сокращение сёл, малых и средних российских городов. Их жители переселяются в мегаполисы. На территории страны всё больше пустых мест, где раньше жили и работали люди, создавали семьи. Растёт неравномерность в развитии регионов страны.

В перспективе пустые российские земли могут стать причиной агрессии со стороны густонаселённых стран под лозунгом справедливого распределения земли, водных и других ресурсов между жителями планеты. Пока это из сферы гипотез, но проблема заключается в том, что сбалансированная по регионам политика по строительству и модернизации ЖКХ должна учитывать геополитические интересы России.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020