О единой государственной денежно-кредитной политике на 2021, 2022 и 2023 годы

Жигарев С. А. 

Выступление на пленарном заседании 25 ноября 2020 

… Рассмотрев Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на период 2021—2023 годов, фракция ЛДПР отмечает, что в целом качество подготовки документа заслуживает высокой оценки. Так, по сравнению с версиями прошлых лет в Основных направлениях на ближайшие три года более чётко прописана взаимосвязь ценовой стабильности и устойчивого экономического роста. Представленный Банком России макроэкономический прогноз выгодно отличается от прогноза минэка тем, что рассчитан в составе четырёх, а не двух вариантов, а также тем, что цена на нефть более не является основной предпосылкой для различия сценариев прогноза и рассматривается в комплексе с другими факторами, такими как объём добычи нефти и темпы роста фактического и потенциального ВВП в российской и мировой экономике на всём прогнозном горизонте. Кроме того, ежегодный анализ Основных направлений позволяет сделать вывод о последовательном расширении в их понимании, что функционирование Банка России неотделимо от интересов устойчивого развития экономики России.

Вместе с тем у фракции ЛДПР есть ряд замечаний и предложений к документу. В частности, вызывает вопрос тот факт, что лучшим из всех четырёх сценариев представленного ЦБ макроэкономического прогноза оказывается базовый сценарий. Регулятор, по сути, принимает решение по денежно-кредитной политике на основе оптимистического варианта макропрогноза. Подобный подход представляется неполным, поскольку выводит из поля зрения другие возможные варианты развития событий в мировой и российской экономике. Более того, фракция ЛДПР отмечает, что в условиях роста инфляционных рисков в мировой и российской экономике стабилизация инфляции вблизи 4 процентов является необходимым, но недостаточным основанием для устойчивого развития российской экономики. Существует реальный риск недостижения целевых параметров базового сценария прогноза ЦБ, поскольку рост макроэкономической неопределённости в России и мире, кардинальная трансформация каналов денежных предложений требуют реализации совершенно других сценариев, в первую очередь инфляционного и, возможно, рискового. По мнению фракции ЛДПР, такой акцент в макроэкономическом прогнозировании мог бы стать необходимой основой, для того чтобы уже в среднесрочной перспективе снизить риски, связанные с дальнейшим падением совокупного спроса, как внешнего, так и внутреннего, с развитием второй волны пандемии коронавируса и с неизбежной переоценкой её негативных экономических последствий, а также с усилением геополитической напряжённости, возникновения новых торговых войн и межнациональных конфликтов, усугублением демографических и долговых проблем в мировой экономике. 

Возврат Банка России к применению специнструментов рефинансирования в текущем году в условиях пандемии, безусловно, заслуживает поддержки, поскольку регулятор оперативно сориентировал их на поддержку банковского кредитования и реального сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, в целях сохранения занятости и финансирования неотложных нужд. Вместе с тем фракция ЛДПР обращает внимание на отсутствие в Основных направлениях планов по дальнейшему использованию специнструментов рефинансирования и в связи с этим вновь призывает Банк России продолжить активно применять эти инструменты в ближайшие три — пять лет в качестве эффективных внутренних источников развития приоритетных отраслей экономики, поддержки импортозамещения, а также стимулирования деловой активности на фоне её падения в условиях пандемии коронавируса.

И наконец, фракция ЛДПР считает необходимым отметить, что в условиях дефицита федерального бюджета, необходимости финансирования нацпроектов и решения системных задач социально-экономического развития крайне важно обеспечить экономику доступными длинными деньгами. В условиях нестабильности и кризисов значимость длинных денег, доступных реальной экономике, повышается, однако в Основных направлениях этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания. Между тем важная роль в формировании таких ресурсов принадлежит именно Банку России, и в начале текущего года на это прямо указывал Президент Российской Федерации Путин в своём Послании Федеральному Собранию. 

В связи с этим фракция ЛДПР считает целесообразным рассмотреть возможность внедрения механизма формирования длинных денег через взаимодействие Банка России и Минфина России. В рамках такого механизма Банк России становится одним из ключевых покупателей облигаций Минфина, что позволит финансировать реальную экономику, не перетягивая при этом средства из одного сектора экономики в другие, — именно такой механизм используется в ведущих экономиках мира, где на национальные госбумаги приходится до 85 процентов в формировании денежной базы национальной валюты. В условиях, когда перед российской экономикой стоят важные, системные задачи, а также необходимость восстановления после пандемии, проблема обеспечения экономики длинными деньгами приобретает ещё большую актуальность. 

По мнению фракции ЛДПР, изучение механизма формирования длинных денег, который используется в ведущих экономиках мира, заслуживает гораздо более пристального внимания, предлагаем Банку России подробно рассмотреть возможность использования таких механизмов в российских условиях.

@smilemakc © 2020